План-конспект

Март 31st, 2014



Новая страница 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МАРИУПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

МАРИУПОЛЬСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

 

 

 

Областной конкурс для учителей

«Компетентностно-ориентированный урок в 11-летней школе»

 

 

Номинация

«Всемирная история, 9 класс»

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ»

 

 

 

БАЛИХИНА  О.Б. – учитель истории, высшей
категории Мариупольского городского лицея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь – 2012

Тема урока: 
             ОБЬЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ.

9 класс.

 


Цели урока:

а) дидактическая: раскрыть особенности
объединительного процесса  Германии, проанализировать последствия объединения
Германии, дать характеристику личности Отто фон Бисмарка; установить связи между
усвоенными и новыми знаниями; обеспечить дифференцированный подход.

б) развивающая: продолжить работу над
формированием умений учащихся прослеживать причинно-следственные связи, выделять
главное, актуализировать, сравнивать, сопоставлять, самостоятельно работать с
учебником, картой, способствовать формированию личностного отношения учащихся к
отдельным историческим событиям, процессам.

в) воспитательная: на примере Германии,
ставшей после объединения одной из самых развитых стран мира, воспитывать у
учащихся понимание необходимости единства своей страны как условия успешного ее
развития.

 


Прогнозируемый результат обучения:


 


Усвоение теоретического материала, выработка у учащихся собственного взгляда на
политические процессы, происходившие при объединении Германии (1871г.);
овладение основными понятиями: юнкеры, объединение «железом и кровью», империя,
Северогерманский союз.


 


Тип урока:


 


комбинированный.


 


Форма обучения:


 


групповая


 


Оборудование урока:


Учебник для 9 класса «Всемирная история»: Киев «Генеза»,2009;


Политическая карта Европы
;


Атлас по всемирной истории 9 класс;


Иллюстративный материал;


Мультимедийная доска, презентация, видеоролик.

 


Мотивация темы урока:


Раскрытие противоречивых сторон процесса объединения страны:

с
одной стороны, объединение Германии способствовало созданию централизованного
государства и сплочению нации, с другой, — германская политика стала очагом
европейской и мировой нестабильности, приведшей к двум мировым войнам.

ХОД УРОКА.

 

I.                  
Организационный момент.

 

II.               
Вступительное слово учителя с
использованием видеоматериалов.

Каждый народ и государство проходят  свой
специфический путь исторического развития, который зависит от особенностей
национальной ментальности и внешнеполитических факторов.

Этот процесс может быть ускоренным, но только
тогда, когда для этого есть внутренние условия. Централизованное государство –
наивысший взлет политического развития народа в определенный период.


Просмотр видеоролика о Германии периода
объединения.


Вопрос классу: какое впечатление создаёт просмотренный материал?
Прокомментируйте кратко. 

После окончания революции 1848-1849гг. Германия
представляла собой «лоскутное одеяло»,  Пруссия стремилась занять господствующие
позиции. Из-за политической раздробленности в разных регионах, землях,
княжествах и герцогствах действовали свои законы, таможня, были свои армии и
система государственной власти. Характерной чертой Германией было сохранение
феодальных пережитков.

Политическая раздробленность страны мешала
быстрому экономическому росту. Создание национального государства становилось
насущной  потребностью всего германского общества. Вопрос состоял в том, каким
образом будет осуществлена данная задача, под эгидой какого государства
произойдет объединение Германии. На эту роль претендовали Пруссия и Австрия.

Учитель объявляет тему урока, мотивацию и
прогнозируемый результат.

 

III.  
Актуализация опорных знаний.

Перед изучением новой темы учащиеся объединяются
в три группы и для актуализации знаний получают задание по пройденному
материалу. (Время выполнения 4 мин.)


 


Задание для 1 группы.

Составить общую характеристику централизованного
государства с помощью предложенного списка признаков государства (Ученики
выбирают пункты, которые отвечают определению централизованного государства
).

 а) разнообразие денежных единиц на территории
государства;

 б) единая финансовая политика;

 в) самостоятельность отдельных частей
государства в вопросах внутренней политики;

 г) наличие границ в середине государства;

 д) централизация системы власти;

 е) единое законодательство;

 ж) единая внешняя политика;

 и) отсутствие внутренних границ;

 к) наличие единого политического центра;

 л) самостоятельная внешняя политика отдельных
частей государства;


 м) разные законы по одному и тому же вопросу в разных частях государства;


 н) единая денежная валюта.

 

 Задание
для 2 группы.

Когда был образован
Германський союз и
сколько
монархий
в
него
вошло? Объяснить, какая задача стояла
перед революцией 1848 г. в Германии и была ли она выполнена? (Докладывает
представитель от группы).

 

Результаты выполненного задания первой группы
учащиеся записывают в тетрадь, а второй и третьей – заслушивают и высказывают
свое мнение.

 

IV.           
Сообщение новых знаний.

План.

1.    
Экономический подъем Германии после революции 1848-49г.

2.    
Борьба Австрии и Пруссии за гегемонию Германии, два пути объединения
Германии.

3.    
Характеристика личности и деятельности Отто фон Бисмарка.

4.    
Войны Пруссии в борьбе за объединение Германии:

а) война с Данией;

б) Австро-прусская война;

в) Франко-прусская война.

5.    
Завершение объединения Германии, значение объединения страны.

 

Перед работой над новым материалом учащиеся
получают проблемное задание: «Докажите, что объединение Германии происходило «не
речами и постановлениями, а железом и кровью»». Учащиеся работают с учебником.

 


       I.     
При изучении первого вопроса учащиеся получают задание по группам (Время
выполнения 5 мин.)


 


Задание для 1 группы.

Докажите, что в Германии 50 – 60 годы завершился
промышленный переворот. В каких странах Европы переворот уже осуществлен и в чем
заключалась значение данного процесса.


 


Задание для 2 группы.

Какие перемены происходили в сельском хозяйстве к
60 годам
XIX
века? В чем заключался «прусский путь» развития капитализма в сельском
хозяйстве. Работа над понятием «юнкеры».

 


Задание для 3 группы.

Прочитать дополнительный раздаточный материал, и
определить основные черты развития Австрии по предложенным критериям:
территория, географическое положение, национальный состав государства,
феодальные пережитки, промышленный переворот, военный потенциал. (Приложение
№ 1
).

 


После выполнения задания по группам, представители от групп заполняют таблицу на
мультимедийной доске.

 

Пруссия

Австрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос классу: «Почему Пруссия стала центром
политического объединения Германии?» (Самое большое по площади государство,
экономически развито, большой военный потенциал, сильный правитель).

В заключении учитель подчеркивает, что
политическая раздробленность и феодальные пережитки препятствовали дальнейшему
развитию в стране новых, капиталистических отношений. Вопрос об объединении
страны был очень злободневным и требовал безотлагательного решения.

 


    II.     
Далее учитель объясняет, что с конца 50-х годов

XIX
века все чаще звучал вопрос о государственном единстве Германии, но путь к
объединению Германии под властью Пруссии лежал через ее

[
Пруссию]
победу над Австрией. Существовало два возможных пути объединения Германии:

1)   «малогерманский путь объединения» страны во
главе с Пруссией и без Австрии,

2) «великогерманский путь объединения» во главе с
Австрией. Северогерманские земли поддерживали Пруссию, а на юго-западе Германии
склонялись к поддержке Австрии.

 

Учитель обращает внимание, что, готовясь к
вооруженной борьбе за объединение Германии, прусское правительство начало
военную реформу с целью реорганизации и увеличения численности армии.

Главным героем в объединении Германии стал видный
политический деятель и дипломат Отто фон Бисмарк.

Один из учащихся, получивший опережающее задание
об Отто фон Бисмарке, делает сообщение в соответствии с памяткой  характеристики
исторического деятеля. (Приложение № 2)

На мультимедийной доске представлены афоризмы из
высказываний Отто фон Бисмарка.

 

Афоризмы Отто фон Бисмарка:

 


«Великие вопросы времени решаются не
постановлениями большинства, а лишь железом и кровью!»


 


«В деле объединения сила преобладает над правом!»


 


«Я всегда радовался, если мне удавалось, каким бы
то ни было путем, хотя бы на три шага приблизится к единству Германии».

 

Эти высказывания помогают обратить внимание
учащихся на решение проблемы урока.

Сообщение должно помочь учащимся осознать
  влияния личности на ход исторических событий и процессов. Анализ жизни и
деятельности Бисмарка должен привести учащихся к пониманию противоречивой судьбы
этого человека, испытавшего в своей жизни славу и унижение, силу и немощь, страх
и почитание. Отто фон Бисмарк — неординарная личность, в нем было то, что
привлекало и отталкивало от него людей.

 

Беседа с классом.

Вопросы:

1) Что Вам нравится в личности этого деятеля?

2) Что Вы не приемлите?

3) С кем из ранее изученных исторических деятелей
Вы бы сравнили Бисмарка?

 

Вывод:

Бисмарку удалось реализовать план объединения
Германии  и достичь поставленных целей благодаря тому, что он использовал разные
методы, а в своей политике руководствовался, прежде всего, интересами
государства.

 


 III.     
На пути объединения Германии под верховенством Пруссии стоял серьезные
преграды. Бисмарк начал воплощать в жизнь политику «железа и крови», т.е.
агрессивных войн.

В 1862г. создается Северогерманский союз (работа
с понятием «Северогерманский союз
»)

 

IV.     
Четвертый вопрос плана выносится на самостоятельное обсуждение в группах
(Время выполнения 3 мин.)

 


Задание для 1 группы.

Какие территории перешли под совместное
управление Пруссии и Австрии в результате войны с Данией 1864г.


 


Задание для 2 группы.

Итоги войны австро-прусской войны 1866г.


 


Задание для 3 группы.

Франко – прусская война и ее итоги.

 


     После выполнения заданий в группах представители от каждой заполняют схему
«Объединение Германии». (Приложение № 3)

 

Дополнение учителя:  готовясь к войне с Францией,
Бисмарк искал повод и нашел его в публикации «Эмской депеши» (подлог
документов).

В результате победоносной войны Пруссии против
Франции 18 января 1871г. в Зеркальном зале Версальского дворца Прусский король
Вильгельм
I,
возглавлявший Северогерманский союз, был торжественно провозглашен германским
императором. В состав империи вошли все германские государства, за исключением
Австрии.

Завершение объединения Германии произошло
"сверху", в ходе захватнической войны. Прусское юнкерство (крупные земельные
собственники — работа над понятием «юнкер»).

 в объединительном процессе выступило
господствующей силой, в которой огромную роль играла политика милитаризма.

Работа над понятием «империя».

 


   V.     
Закрепление изученного материала.

1.    
Обсуждение проблемного задания, поставленного в начале урока.

2.    
Какое значение имело объединение Германии для её дальнейшего развития.

3.    
Предложите альтернативный путь объединения Германии без применения
военной силы.

 

VI.     
Рефлексия «Свободный микрофон».

VII.     
Подведение итогов урока, выставление оценок.

VIII.     
Домашнее задание:


Выучить  §15. Опережающее задание: подготовить рефераты о Джузеппе Гарибальди,
Мадзини Джузеппе.

 




 

 


Структура урока:

 

1.    
Организационный момент.

2.    
Деление класса по группам (3 группы).

3.    
Объявление темы и прогнозированных результатов обучения.

4.    
Вступительное слово учителя.

5.    
Повторение имеющихся теоретических знаний (работа по группам).

6.    
Работа над новым материалом по плану:


 6.1. экономический подъем Германии после революции 1848-49г.;


 6.2. борьба Австрии и Пруссии за гегемонию Германии, два пути объединения
Германии, военная реформа;

      6.3 Отто фон Бисмарк;


 6.4 война с Данией;


 6.5 Австро-прусская война;


 6.6 завершение объединения Германии;


 6.7 значение объединения страны.

   7. Подведение итогов.
Систематизация выученного материала.

   8. Оценивание учащихся.

   9. Задание на дом.



 

Раздаточный материал. Австрия.

 

Австрия располагалась на юге Германских земель. В
первой половине XIX в. австрийская часть империи продолжала оставаться аграрной.
В сельском и лесном хозяйстве в конце XVIII в. было занято 75% населения.

Австрийские крестьяне могли свободно продавать и
закладывать свои наделы, выбирать себе профессию и вступать в брак. В 30—40-е
годы довольно широкое распространение получили выкуп повинностей, замена барщины
денежным чиншем, расслоение крестьян, выделение зажиточной верхушки,
использовавшей наемную рабочую силу.


Все это создало экономические предпосылки быстрого роста населения. Его
численность в австрийской части империи увеличилась с 5—6 млн. человек в
середине XVIII в. до 18 млн. в 1847—1848 гг.

Промышленный переворот в Австрии начался в
тридцатых годах
XIX
века. Первая в империи фабрика (прядильная) была построена в Чехии английским
предпринимателем. Вслед за текстильной промышленностью постепенно к машинному
производству стали переходить металлургия и стекольное производство. Вытеснение
древесного угля каменным в качестве основного вида топлива было связано с
быстрым внедрением парового двигателя в промышленность и на транспорте, включая
речной (на Дунае) и морской. Число паровых машин достигло к середине века 900 (в
начале 30-х годов их было всего 11), причем значительная часть этих машин была
отечественного производства.

Первая небольшая железнодорожная ветка была
проложена в 1828 г.,


т. е. спустя три года после открытия первой железной дороги в Англии.

Международное положение Австрийской империи,
вновь возвратившей себе во время Венского конгресса ранг великой державы,
никогда не было столь прочным, как в период 1815—1847 гг. Внешних войн она не
вела вплоть до 1859 г. Ее влияние распространялось далеко за пределами владений
Габсбургов. Опираясь на союз с реакционными монархиями Европы, Австрия
преследовала и подавляла освободительные движения на всем континенте от Пиренеев
до Балкан. В качестве влиятельнейшего члена Германского союза и постоянного
председателя союзного сейма она противодействовала торжеству буржуазных порядков
в Германии, став гарантом раздробленности этой страны и сохранения в ней
феодально-абсолютистских режимов. В 30—40-е годы XIX в. наступил новый этап в
развитии освободительных движений многочисленных угнетенных народов империи,
связанный с ускорением перехода от феодализма к капитализму и с процессом
формирования (с разной степенью интенсивности) наций буржуазной эпохи.

Новая обстановка побудила правящие круги
«усовершенствовать» систему национального угнетения, опиравшуюся на принцип
«разделяй и властвуй!», сделала ее более гибкой и дифференцированной, с тем
чтобы, используя существовавшие между отдельными национальными движениями
противоречия, расправиться с ними в отдельности.

Внешних войн Австрия не вела вплоть до 1859 г.
Поэтому военный потенциал уступал Пруссии которая начала военную реформу с целью
реорганизации и увеличения численности регулярной армии.