Відкритий урок

Март 31st, 2014



Новая страница 1

План-конспект
урока истории для 5 класс

Класс: 5

Тема: Исторические
явления и события. 1025–летию крещения Руси и 900-летию «Повести временных лет»
посвящается

Дата: 2.12.2013

Цели и задачи урока:

1)      выяснить,
какие явления и события называют историческими и какое значение имеет их
исследование для изучения прошлого; узнать причины принятия Русью христианства;
понимать, каково значение принятия Русью христианства.

2)      Формировать
и развивать навык работы с текстом и умение высказывать собственную точку зрения

3)      Формировать
интерес к изучению событий прошлого своего народа, воспитывать общечеловеческие 
моральные ценности христианства.

 

Основные понятия и даты
исторические событие, историческое явление, 988 и  1113 года

Тип урока:  усвоения
новых знаний.

Оборудование: учебник для
5 класса, раздаточный материал (памятка по изучению, документы), медиапроектор,
слайды, видеоматериал: отрывок из мультфильма «Князь Владимир».

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.


 

  1. Актуализация опорных
    знаний
    . Игра «Пароль» — каждый должен сказать одну фразу или термин с
    предыдущего урока, которое является паролем позволяющим войти в поле игры
    урока.

 

  1. Мотивация учебной
    деятельности.

Слово
учителя

Молодцы
ребята, надеюсь вы  довольны вашими знаниями прошлого урока. Действительно, без
личности не может быть истории., но.. представьте себе человека который ничего
не делает… можем ли мы такого человека назвать личностью?   Нет! Потому что
именно дела и поступки формируют жизнь, а жизнь как известно состоит из
событий.  Нас конечно с вами интересуют не все события прошлого, а только те,
которые влияют на человеческое общество.  Назовите какие события мы можем
назвать историческими?

 (возможные
ответы: войны, революции, походы, присоединение земель, основание государств,
городов, развитие хозяйства
)

 

Молодцы!
Сегодня на уроке мы с вами говорим о том, что же такое – историческое событие.

 

  1. Изучение нового
    материала
    .  Обратите внимание на экран:

 

 Слайд1.
Определение понятий

 Историческое
событие – все, что происходило с людьми в прошлом в определенное время и на
определенной территории.

Историческое явление – это совокупность событий, которые повторяются в
определенной последовательности и имеют общие признаки.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд2.
 Памятка для исследования исторического события

  1. Какое событие произошло?
  2. Где? Когда? При каких
    обстоятельствах?
  3. Кто принимал участие в
    этом событии?
  4. Кого  событие касалось?
  5. Что стало причиной
    события?
  6. Какими были последствия?
  7. Какое историческое явление
    оно отражает?
  8. Как вы относитесь к этому
    событию?

 

 

Слово учителя. Конечно,
все сразу мы с вами не можем изучить и понять и научиться исследовать события мы
сможем с вами не за один год, но  давайте сейчас попытаемся о последствиях
одного важнейшего события.

 

Дорогие ребята, мы с вами уде
сталкивались с этой датой 988 год. Что произошло тогда?

 Посчитайте пожалуйста- сколько
лет прошло от того события до наших дней.

 

Слайд3. портрет князя
Владимира.

 

Далее краткий
рассказ о начале Киевской Руси.

 

Дорогие
ребята, мы не будем сейчас говорить о причинах Владимира принять христианство.
Наша задача- выяснить последствия. Для этого обратимся к еще одной юбилейной
дате этого года — 900 лет написания «ПВЛ».

                                

Слайд 4. изображение «ПВЛ» и
монаха Нестора.

Именно благодаря работе Нестора
мы имеем сведения о тех далеких временах и событиях. И сегодня мы будем работать
как настоящие историки с историческим документом и попытаемся сделать анализ
события по нашей схеме.

 

Работа с документом

 

«Повесть временных лет»

(Извлечение)

 

…И стал Владимир княжить в
Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с
серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла,
и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и
дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими.
И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел
гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как
расскажем об этом после.

 

Вопрос учителя: Скажите
пожалуйста, какие отношения руководили людьми того времени?

(Людьми руководил закон: «око за
око – зуб за зуб».  Оскорбление смывали кровью, не щадя ни стариков ни
младенцев.  Сам Владимир до крещения много плохого сделал.

 

И вот он крестился.

 

Чтение дальше:

 

И была видна радость на небе и
на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: „Увы мне!
Прогнан я отсюда!». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был
рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: „Христос Бог,
сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать
тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны.». И сказав это,
приказал рубить (делать из срубленных деревьев) церкви и ставить их по тем
местам, где прежде стояли кумиры.

 И поставил церковь во имя
святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы
князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов
и приводить людей на крещение по всем городам и селам.

 Посылал он
собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное..

 

Итак. Какие
же последствия вы можете назвать?

 

Ответы
учеников.

(Развитие
строительства, образования).

 

Учитель: но
самое важное – это было изменение отношения к миру.

 

Просмотр
отрывка из мультфильма «Князь Владимир»  — «Бог есть любовь».

 

 


5.Закрепление изученного в виде фронтальной беседы.

6.
Рефлексия.

Раздаются
стикеры на которых в виде смайликов рисуется впечатление от урока, которые
наклеиваются на  лист .

 

7.
домашнее задание 
Учебник параграф 12, читать пересказывать.

 

 

 

 

Урок разработан и проведен
учителем Исаенко О.М. 2.12.2013  в 5 «Б» классе МГЛ